Краш-тест (возможно произношение крэш-тест) – это английское словосочетание crashtest, которое плотно вошло в обиход и означает тест автомобилей на из безопасность. Им проверяют как обычные дорожные автомобили, так и специальные гоночные.
Суть краш-теста состоит в имитации ДТП, которое воспроизводится максимально реалистично, и в ходе которого выясняется, какие повреждения получит машина и участники дорожного движения – водитель и пассажиры. В 1966 году для проведения краш-теста впервые был использован манекен с датчиками замерения уровня повреждений, а до этого в машины усаживали трупы людей и даже животных.
Для проведения краш-теста автомобиль разгоняют до максимальной скорости с помощью внешнего мотора. Также машину окрашивают в соответствие с регламентом, согласно которому потом полученные повреждения идентифицируют, локализуют и замеряют. В Европе принята система баллов, которые подсчитываются по окончании краш-теста. Если манекен внутри автомобиля получил повреждения, баллы отнимаются. Полученная сумма баллов идентифицирует уровень безопасности.
В современных условиях краш-тесту могут подвергаться не только автомобили – испытывают компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны и другие сложные электронные устройства, которые требуют повышенного уровня безопасности и надежности. Сейчас по всему миру можно встретить специальные организации, которые занимаются проведением краш-тестов. Вот лишь некоторые из них:
• Российская компания IIHS
• Американская компания NHTSA
• Австралийская компания ANCAP
• Компания Евросоюза с названием EuroNCAP
• Японская компания JNCAP
• Немецкая компания ADAC
• Китайская компания C-NCAP
Самым известным, простым и малозатратным видом краш-теста является лобовое столкновение. В этом варианте автомобиль разгоняется и со всей силой ударяется в бетонный блок. При этом скорость автомобиля при ударе существенно возрастает.
Например, если автомобиль двигался со скоростью 100 км в час, то при столкновении с бетоном скорость аналогична 200 км в час, если бы автомобиль столкнулся с неподвижным предметом такой же массы. Но с принятием новых правил, лобовой краш-тест стал менее популярен, а его сменил лобовой удар со смещенным центром тяжести с ударом не в бетонный блок, а в подобие автомобиля, движущегося по встречной полосе. Так результаты получаются более достоверными, ведь любой целью краш-теста является регистрация полученных возможных повреждений в реальных условиях аварии.
Также встречается краш-тест фронтального удара со смещением. При этом столкновение автомобиля происходит передней частью кузова с препятствием.
При боковом столкновении препятствием весом около полутонны бьют в область двери со скоростью 50 км в час.
Придорожныйкраш-тест имитирует столкновение с барьерами или иными дорожными препятствиями.
Есть еще краш-тесты с ударами сбоку или сзади, но они являются самыми дорогими и сложными среди всех видов, поэтому используются крайне редко. К тому же для испытания такимикраш-тестами требуется 2 или больше автомобиля и дополнительное оборудование.
Любой вид краш-теста чрезвычайно дорогой по своей организации и проведению. Для краш-тестов установлены строгие правила неразглашения марки автомобиля для исключения пристрастности и предвзятости, анонимность при покупке для исключения спецсборки.
Автомобиль покупается в доступной торговой сети, при этом берется самая популярная модель и массовая, чтобы результаты были обнародованы и были доступны большому количеству пользователей.