Мопедом называется такое транспортное средство, которое имеет 2 или 3 колеса, двигатель с объемом не выше 50 кубических сантиметров и максимально развивающейся скоростью не выше 50 километров в час. Такие требования к мопеду предъявляют Правила дорожного движения, установленные в России, но в других странах эти требования могут отличаться.
Отличием мотоцикла от мопеда является возможность мотоцикла ехать в потоке машин, тогда как из-за медленной скорости для мопеда накладываются ограничение и он не сможет ехать в общем потоке, а лишь у правого края дорожного полотна, как и велосипеды.
Мопеды являются популярным средством передвижения, так как не нуждаются в государственной регистрации, техническом осмотре и обязательном страховании. Также в большинстве стран на нем можно ездить без водительских прав. К тому же мопеды экономичны в цене и потреблении бензина.
Обычно самый простой мопед представляет собой механизм, в котором есть педальный привод от велосипеда, где цепная передача идет на заднее колесо, где есть муфта свободного хода и тормоз во втулке заднего колеса. Тормоз же на мопеде устанавливается вращением педалей в обратную сторону.
Помимо этого, заднее колесо имеет ведомую звездочку цепной передачи двигателя, при этом она идет жестко без участия муфты свободного хода. Ведущая звездочка такой передачи закреплена вместе с двигателем на одном валу, но иногда может быть разделение валов сцеплением или муфтой фрикций. Чтобы выключить сцепление, необходимо нажать на рычаг, находящийся на левой ручке руля. У мопеда нет коробки переключения передач, зато есть редуктор. Правая ручка может вращаться и предназначена, чтобы управлять дроссельной заслонкой карбюратора. Ее еще называют ручкой управления газом. Помимо этого, на правой ручке руля мопеда можно найти рычаг для управления передним тормозом.
Чтобы запустить двигатель на мопеде, нужно выжат сцепление, тронуться с места так, как водитель бы тронулся на велосипеде, набрать скорость и плавно отпустить сцепление, чтобы вал двигателя завертелся. Затем можно перейти на движение на моторе. Из-за отсутствия коробки передач, на высоких подъемах с уклоном для помощи двигателю лучше вращать педали. Если вы хотите остановиться для краткого прерывания движения, двигатель не глушится, а всего лишь выжимается сцепление. Для возобновления движения увеличить газ и тронуться, при этом плавно отпустить сцепление, а если случай сложный, то помочь педалями.
Такая схема передвижения на мопеде напоминает движение прообразов мотоциклов, из-за своей простоты и легкости обращения. Мопеды в народе называют газовыми, газульками или газовиками из-за их управления только ручкой газа без коробки переключения передач.
Официальное же название мопедов – мотовелосипеды. Их называют так с целью ограничить мопеды и велосипеды, хотя изначально сам термин мопед образовался совмещением слов мотор и велосипед. Также можно встретить термин мофа, от немецкого слова Mofa = Motor-Fahrrad. Мофа это тоже мопед, только в нем уменьшена максимальная скорость всего до 25 километров в час. Ее ввели в обращение в Европе в связи с принятием закона о наличии прав для управления мопедом.
Но независимо от своего названия, мотовелосипед все же не позволяет использовать себя как велосипед – езды без мотора только на педалях не получится. Это вызвано рядом особенностей мопедов: при таком режиме будет слишком большая нагрузка на ноги, а также неудобно будет так передвигаться из-за широкого низкорасположенного сидения. Помимо этого, цепная передача от педалей на колесо и ее отношение довольно низкое, что облегчает трогание с места и запуск мотора.
Различные модели мопедов имеют разные по высоте и форме седла. Так. Можно увидеть велосипед с подвесным двигателем, сделанный из стандартного велосипеда, причем есть целые организации, выпускающие для них настоящие комплекты. В таком велосипеде даже можно ездить в велосипедном режиме, но из-за повышенной массы средства на 10 кг будет сложно крутить педали, а также моторную цепь и диск сцепления.
К маркам мотовелосипедов можно отнести Кроху, ЗИФ-77, Ригу 5, 7,11 и 13. Раньше беря за основу дорожные велосипеды Украина или подростковые велосипеды Орленок, можно было сделать самостоятельно свой мотовелосипед. При самостоятельной конструкции шатуны выгибались специальным образом, в обход задевания двигателя и конструкции Прибылого.
Задняя звездочка для таких транспортных средств конструировалась из ведущей звездочки велосипеда, закреплялась на заднем колесе при помощи полуколец из стали и резиновых прокладок. Звездочка и полукольца были стянуты специальными болтами, а топливные баки снимались с моделей с завода.
Если у мопеда есть коробка передач, то это повышает его ходовые качества. Обычно передачи переключаются поворотом левой ручки руля при нажатом рычаге сцепления. К таким мопедам относятся марки Верховина, Рига-1, 3 и 4.
Мокик является разновидностью мопеда, который сделан по схеме стандартного мотоцикла, то есть у него есть коробка передач и отсутствует привод велосипеда. Запуск двигателя в мокиках осуществляется кик- или электростартером.
Чтобы переключить передачу, нужно нажать ногой рычаг слева либо повернуть левую ручку руля у таких марок как Карпаты и Дельта. На правой же стороне можно найти педаль заднего тормоза у мопедов Карпаты, Рига-16 и 22, Дельта, ЗИД-50 и Иж 2.673 Корнет.
В современном мире чаще можно встретить мопеды со схемой мотороллера, или скутеры. У этих мопедов обычную ступенчатую коробку передач заменяют на клиноременной вариатор, а сцепление делают автоматическим и центробежным.
Задний тормоз на скутерах включается переключением рычага на левой ручке руля, а передний согласно схеме мотоцикла на правой ручке руля. Скутер может развивать максимальную скорость от 50 до 80 километров в час.