Светофором называется специальное устройство сигнализации с оптическим проявлением переключения сигналов. Он используется для регулировки движения пешеходов, велосипедов и водителей, а также машинистов на поездах в железной дороге и метро, кораблей и водных суден.
Впервые светофор появился в Лондоне. Его установили 10 декабря 1868 года у Британского парламента. Изобрел светофор Дж. П. Найт, который занимался семафорами для железной дороги. Первый светофоримел ручное управление и 2 семафорных крыла. Когда крыло поднималось горизонтально, то оно означало запрет движения, а при угле в 45 градусов означало движение с предостережением.
Чтобы светофором можно было пользоваться в темноте, к нему прикрепляли газовый фонарь, который умел вращаться. Так с помощью него подавались красный и зеленый оттенки. Светофор был предназначен для того, чтобы пешеходы легко переходили улицу, а сигналы нужны были для транспорта. Первый светофор 2 января 1869 года взорвался от перенапряжения, при этом повлек ранение полицейского, им управляющего.
В 1910 году появился светофор, который не надо было переключать вручную – за человека это делала автоматика. Его разработал чикагский ученый Эрнст Сиррин. На его модели были нанесены слова Stоp и Prоceed, но они не подсвечивались.
В 1912 году ученый-американец ЛестерВайр из Солт-Лейк-Сити стал первым, кто разработал светофор в более привычном всем нам виде с круглыми окошками красного и зеленого оттенков.
5 августа 1914 года в Америке в городе Кливленде первая Американская светофорная компания возвела 4 электрических светофора на пересечении улиц 105 и авеню Эвклида. Это был светофор, сконструированный Джеймсом Хогом, он был оснащен 2 сигналами – красным и зеленым, которые при переключении сопровождались звуками.
Светофор все равно при этом находился под управлением полицейского, который занимал место в стеклянной будке у перекрестка. Этот светофор уже задавал принятые и действующие до сих пор правила американского движения. Так, повернуть направо можно было всегда ввиду отсутствия помех, а налево лишь при зеленом сигнале светофора вокруг центра пересечения.
В 1920 году стали появляться светофоры с желтым цветом. Впервые они были поставлены в Америке в городах Детройт и Нью-Йорк. Их изобрели Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.
В Европе подобные светофоры появились впервые в 1922 году в Париже на перекрестке улиц Рю де Риволи и Севастопольского бульвара. В это же время они были поставлены в немецком Гамбурге на площади Стефанплатц. В 1927 году появились они и в Великобритании - в Вольвехэмптоне.
В СССР впервые светофор был поставлен в 1930 году 15 января в Ленинграде на углу Невского и Литейного проспектов. 30 декабря светофор впервые был поставлен в Москве на углу Петровки и Кузнецкого моста.
В истории светофора можно встретить имя Гаррета Моргана, который был афроамериканцем и в 1922 году запатентовал свой светофор с оригинальной конструкцией. Он не вносил большого вклада в историю этого прибора, как полагают некоторые, а всего лишь разнообразил его вид.
Но почему именно красный, зеленый и желтый цвета были выбраны для светофором и что они означают?
Красный цвет считается самым ярким и заметным. Он считается знаком опасности, поэтому красную окраску имеют предупреждающие знаки, пожарные машины и другие предметы, напоминающие об опасности. Красный служит знаком сдержанности и осторожности, поэтому он означает запрет движения на светофоре.
Желтый цвет – цвет солнца, которое может быть как опасным, так и добрым. Желтый предупреждает о возможной опасности и намекает на то, чтобы человек или машина не торопились.
Зеленый цвет – цвет природы, леса. Его значение – покой и отдых, поэтому зеленый цвет означает безопасность движения и разрешает двигаться.