Психология искусства – таким термином обозначают специальную отрасль в науке психологии, которая подробно изучает восприятие, как оно происходит, а также как создается произведение искусства.
Психология искусства: исследовательские подходы
Уникальность отрасли состоит в отличии от других дисциплин по изучению искусства, она изучает не только предмет, но и методы. Психология искусства имеет преимущества в виде владения методами экспериментальными, а также возможностью построения концепций как в виде теорий и самонаблюдения, так и экспериментов и полученных от них факторов. Для этой науки есть доступ к изучению частных механизмов конкретного направления и различий тонких индивидуальностей, действующих на восприятии и воздействии искусства.
Психология искусства выделяют следующие подходы для изучения:
• Искусствоцентрический – в нем в центре внимания само проивзедение, которое является молчащим сфинксом, возле которого мечутся его воспринимающие и пытаются заставить его заговорить. Развитые добиваются успехов, но другие лишаются источника как удовлетворения эстетических потребностей. Этот подход лишен способности описывать ситуации между реальным взаимодействием произведения и личности.
• Теоретико-нормативный – в его основе нормативная модель с эстетическим восприятием полноценного и адекватного, а потому развитого типа. Главенствующая позиция принадлежит процессу восприятия – его сравнивают с эталонным, который предусмотрен теорией. По степени близости к эталонному судят произведение. Но данный подход лишает пользователя качественного анализа, который является индивидуальным своеобразием разных способов взаимодействия личности и искусства.
• Механистический – в его основе подход к искусству как к результату механического функционирования, в котором задействованы интрапсихические механизмы, но не активность личности, которая становится пассивной.
• Когнитивно-аффективный – ему свойственна связь искусства с эмоциями, но они отличаются от других своей сублимацией.
• Деятельностный – в его понимании искусство является механизмом трансляции смыслов.
• Системно-типологический – в искусстве для него главным является творец.
Для понимания психологии искусства рекомендуется ознакомиться с фундаментальным трудом Выготского под одноименным названием, который он писал 10 лет, а впервые увидел свет в 1965 году. В нем автор раскрывает положения, включающее в себе выдвижение особой психологии формы.
Также он утверждает, что форма в искусстве является развоплощением материала, но отвергает формальный метод, потому что тот неспособен вскрыть и объяснить содержание искусства, постоянно меняющееся в историческом и социально-психологическом плане.
Выготский позиционирует себя как читателя, испытывающим воздействие искусства, поэтому его порыв – стремление удержаться на психологической почве. Он доказывает, что искусство – это средство преобразования личности, орудие с вызыванием у нее огромных и подавленных стесненных сил. Он считал, что искусство способно радикально изменить аффективную сферу, которая играет важную роль в организации и социализации поведения.