Нравственность происходит от русского слова нрав, которое попало в словари в 18 веке и стало синонимом слов этика и мораль. Нравственностью называют принятие ответственности за свои поступки самим человеком.
Так как в ее основе лежит свободная воля, то и обладающим нравственностью может быть свободный человек. В этом состоит отличие нравственности от морали, которая требует от человека соблюдение требований и законов. Нравственность же возникает только по совести и действует на внутреннем сознании человека.
Существуют нравственные или моральные ценности, которые еще в Древней Греции носили название этических добродетелей. В них входили благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В древних религиозных течениях такие ценности связывались с верой в высшие божества и их почитании.
У большинства людей к нравственным ценностям относятся честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Конечно, в самой жизни мы не так часто ими пользуемся, зато высоко ценим, а те кто пользуются ими всегда вызывают уважение. Такие ценности можно назвать этическими идеалами, так как они безупречны и абсолютны.
Существуют нравственные регулятивы, которые служат своеобразными правилами поведения, ориентированные на данные ценности. Они различны по своей природе и могут выбираться человеком как осознанно, так вне сознания, подходящие именно для него. Они могут одобряться и не одобряться окружающими, но примерно они все одинаковы для любой культуры и считаются нормами морали.
Ценности, идеалы, регулятивы и нормы взаимосвязаны. Ценность не может существовать без регулятивов поведения, а регулятивы без ценности. Если честность считается нравственной ценностью, то регулятив выглядит как Быть честным. Если человек следует этому регулятиву, то для него честность выступает как нравственная ценность.
Под словом честность могут иметь как ценность, так и регулятив. Если же нужно охарактеризовать ценности, идеалы, регулятивы или нормы, то использую термин принцип нравственности, морали или этики.
Нравственность имеет важную особенность –ее ценности финальны, а регулятивы императивны, что означает самоценность принципов. Существует ряд вопросов, например «Для чего нужны нравственные ценности?», на которые нельзя ответить иначе, чем следование принципам есть цель следовать им.
Это не ошибка и не тавтология, так как чтобы следовать принципам нравственности, нужно определиться с самоцелью как с высшей целью, которая не будет иметь никаких других целей при следовании принципам. Такие принципы не служат для достижения других целей.