Велосипед не изобрел какой-то конкретный человек – над ним трудилось множество ученых и инженеров, которые применяли разные идеи для того, чтобы мы с вами пользовались этим изобретением. Но есть первый человек, который изобразил модель велосипеда и его чертежи – это был Леонардо да Винчи.
В начале 19 века велосипед стал получать более совершенный внешний вид, а сама конструкция на колесах, которая служила для передвижения человека был впервые упомянута в 15 веке.
В 1447 году в Майнингенской хронике было упомянуто о специальном устройстве, которое приводилось в движение от усилий водителя. В 1761 году в Германии впервые тележником Каслером было пройдено 2 километра на специальной конструкции – прообразе велосипеда. Эта конструкция была сделана в виде 2 деревянных колес, обитых сталью и скамейкой для сидения, а вес был коло 125 кг.
В 1817 году барон Людвиг Драйс(Дрез) впервые сконструировал первый самокат на двух колесах и назвал его машиной для ходьбы. У самоката был руль, а сам он напоминал современный велосипед за исключением педалей – их не было, сама же рама была изготовлена из дерева. Так появилось слово дрезина – образованное от фамилии барона, и им было названо это изобретение. Изобретению поспобствовало предыдущее холодное лето, которое вызвало неурожаи и голод, а также сокращение лошадей.
В 1818 году барон получил на свое изобретение патент, а впоследствии его машину приняли в Великобритании по названием денди-хорз. Этот самокат имел длину почти в 2.5 метра и колеса диаметром 30 дюймов, вскоре появилось еще оно управляемое колесо. На такой усовершенствованной конструкции барон проехал 111 км между Лейпцигом и Дрезденом за 7 часов.
В 1860 голу француз Мишо стал ремонтировать этот самокат и приставил к колесу 2 педали, а через 2 года это изобретение ждало массовый успех – стали выпускать серии велосипедов, которое получили свое название от сочетания слов вело – быстро, и пед – нога. Братья Мишо стали производить до 4 сотен велосипедов ежегодно.
Хотя существует и другая версия – примерно в 1840 году кузнец Макмиллан из Шотландии добавил к самокату Дреза педали и седло, что и сделало его первым изобретателем велосипеда. Параллельно с этим в 1862 году мастер-колясочник из Франции Лалман придела к денди-хорзу педали, которые нужно было крутить, а не толкать как у Макмиллана. В 1863 году Лалман стал жить в Париже и изготовил современный велосипед.
В 1869 году во Франции прошли первые гонки на велосипедах, а в последующие 10 лет велосипед претерпел изменения в виде резиновых колес и полых рам из трубок. В 1870 году Хилман из Англии впервые наладил продажу велосипедов из металла, которые имели высокие колеса. Переднее колесо было диаметром 54 дюйма, тогда как у современных оно составляет 27 дюймов. Затем был придуман безопасны велосипед с одинаковыми по диаметру небольшими колесами.
В дальнейшем англичанин Бейтс сконструировал первый велосипед, обладавший задним приводом со шкивами и шнуром, который стал называться летучий голландец. В 1879 году Лоусон изобрел Байсиклетт с цепынм приводом.
В 1885 году Старли и Саттон создали безопасный велосипед Ровер, который имел два колеса диаметром 76 сантиметров и цепной задний привод. Так появился первый велосипед низкой высоты с цепным приводом и весом 20 кг. Тогда же Линли и Биггс сделали безопасный велосипед Уиппет с рамой в виде ромба, зафиксированным сиденьем, педалями и рулем. В раме находились 2 пружины для амортизации ударов.
В 1888 году Дэнлоп из Ирландии создал шины с воздухом – пневматические, что послужило толчком для развития велосипедного бизнеса. После этого уже стали создаваться целые фирмы по производству ромбовидных велосипедов, рама которых была составлена из 2 треугольников, а сам велосипед имел пневматические шины и роликовые цепи.
В 1890-х же рама получила алюминиевый сплав, а в 1896 году Рейли создал патент на втулку с двумя скоростями, которая через 6 лет стала выпускаться в Англии под брендом фирмы Sturmey-Archer еше и с 3 скоростями. Такие втулки массово стали популярны лишь через 50 лет.
В 1899 году появилось переключение передач, правда совсем не похожее на современное. В 1915 году в Италии стали производиться складные велосипеды Bianchi, которые изначально предназначались для армии и имели телескопические задние перья, листовую пружину возле каретки и пружинную вилку. Так появился первый велосипед с двумя подвесками.
На стыке 19 и 20 веков во всем мире было свыше 1 миллиона велосипедов и их поклонников. В 1868 году в Париже прошли первые гонки на велосипедах, а через 7 лет был установлен первый рекорд мира на 1 английскую меру, что равнялось 1660 метрам – высокий велосипед проехал ее почти за 3 минуты. Через год неофициальный мировой рекорд скорости на дальность поездки на велосипеде равнялся 1 часу и 25.5 км. В 1893 году был поставлен официальный рекорд, который установил француз Дегранж – он проехал за 1 час почти 32.5 км, а чуть позже в гонке по шоссе между Веной и Берлином 591 км был проехан за 32.5 часа.
В следующие 10 лет у велосипеда появились шарикоподшипники для уменьшения трения между движущимися частями, конвейер для сборки, трубы из стали, колёсные втулки для 2 и 3 скоростей, тормоз ногой и переключатель передач, скоростей и привода. На стыке веков появилась зубчато-цепная передача, которая включала в себя ведущую шестерню, рычаги и ведомую на ступице заднего колеса.
Все вместе это соединялось цепью и создавало передачу. Изначальна она была жесткой и требовала кручение педалей даже спускаясь с горы. Затем был изобретен холостой ход, который позволял ногам не двигаться без надобности приложения усилий.
При замене ведомой или ведущей шестерни регулировалось соотношение передач и изменялись скорости. Вскоре ступица заднего колеса стала конструироваться так, чтобы с обеих сторон от нее можно было привинчивать шестерни-звездочки разного диаметра. Из-за этого введения стало возможным подкрутка заднего колеса и замена передач.
В 1930-х годах был разработан первый переключатель скоростей, но он был не слишком надежным из-за чрезмерного натяжения или ослабления цепи. Этот узел переработали и создали параллельный переключатель – такой, какой мы его знаем сейчас. Ведущая шестерня получила 2 и даже 3 диска, а специальный переключатель мог даже на ходу осуществлять переброс цепи на разные диски.
Поэтому на современных велосипедах с 3 ведущими дисками и до 9 ведомых диском имеется от 21 до 27 скоростей. В последние 3 десятилетия все механизмы велосипеда подверглись усовершенствованию. Руль, колонку, вал, обод, педаль, шестерня, втулки, тормоз – все это сейчас делается из сплавов легких металлов. Шины стали гибче и легче из-за того, что и само дорожное покрытие изменилось.
Благодаря велосипеду и его популярности в конце 19 века стали вноситься изменения в социум -были изобретены брюки для женщин-велосипедисток, а также женщины получили возможность ездить на велосипеде в компании мужчин без присмотра родственников.
Благодаря развитию велосипеда, претерпела изменения и промышленность по производству автомобилей. Также стало известно, что многие именитые автоконструкторы начинали с велосипедов. Ими были Даймлер, Харлей и Дэвидсон.
Велосипедисты же изменили дороги и шоссе, создали в 1880 году Лигу американских велосипедистов и за 10 лет стали самой крупной спортивной организацией. Из-за увеличения количества автомобилей в 1900-1920-е годы популярность велосипеда несколько снизилась, но к 1960 году возросла вновь. В эти же годы стали выпускать небольшие колеса для велосипедов, рамы в виде складных конструкций, велосипеды с двумя сиденьями и с тремя колесами.
И сегодня индустрия по производству велосипедов активно развивается -появляются пляжные велосипеды, зимние варианты, растайбайки и велосамокаты.